Образовательная реформа лишила детей с ограниченными возможностями здоровья права получать начальное профессиональное образование. Общество, городские власти, родители пытаются решать новую проблему по-разному. Что мы вместе можем сделать для таких детей?

Создаем образовательное пространство

Новшествам, связанным с обучением особенных детей, ровно пять лет. В 2013 году стало известно, что учебные заведения, знакомые всем нам как ПТУ, становятся выше по статусу — колледжами, а обучение выпускников спецшкол — детей восьмого вида — в таких образовательных учреждениях не предусмотрено. Простыми словами, государство самоустранилось от участия в профессиональной судьбе этих молодых людей. Ведь раньше дети с ограниченными возможностями могли обучаться в профтехучилищах, получать там профессии столяра, помощника воспитателя, изучать азы садоводства. И трудоустройство с «корочками» ПТУ было куда проще, чем без них.

Член Общественной палаты города Новороссийска Татьяна Митина не скрывает, что не только город — вся страна столкнулась с новой проблемой, которую теперь приходится решать. Фактически настало время заново создавать образовательное пространство для особенных детей. Громадную часть забот в связи с этим взял на себя Новороссийский профессиональный техникум, где сформированы группы для занятий с такими детьми, а педагоги прошли соответствующее переобучение.

— По просьбе городских властей мы открыли на базе профессионального техникума курсы подготовки по специальности штукатура, дети обучаются десять месяцев, участвуют в мероприятиях техникума, в трудовую жизнь уже выпущено 24 ребенка, на 2019 год запланировано выпустить еще 12 детей, — рассказывает директор Новороссийского профессионального техникума Светлана Хузина.

Естественно, обучение детей с ограниченными возможностями идет за счет средств городского бюджета. В 2018 году техникум принял дополнительную группу, чье обучение оплачивает городской благотворительный фонд «Спаси и сохрани».

Светлана Хузина не скрывает, что пока образовательное учреждение, которым она руководит, не в состоянии охватить всех детей с проблемами здоровья. Ведь обучать профессии нужно не только выпускников девятой спецшколы, но и детей из коррекционных классов обычных школ, которые тоже сталкиваются с похожими проблемами. Они также должны получить профессию, которая будет их кормить, когда не станет родителей. По понятной причине родители не отпускают детей получать специальность в другие города. За многими детишками нужен особый уход. Хотя и в Армавире, и в Анапе тоже есть курсы и интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но каков размах названной проблемы для города? Сколько детей с диагнозами ежегодно выпускаются из всех школ и должны получать профессию? Точную цифру по вполне понятной причине мне не назвали ни в школе № 9, ни в Центре занятости населения. Речь, думаю я, идет о нескольких десятках детей.

Найти работу — тоже проблема

Директор ГКОУ «Школа № 9» Анна Фурса, которая первая озвучила новую проблему пять лет назад, говорит, что сейчас, слава богу, для ее подопечных общими усилиями все утряслось — судьбы выпускников девятой школы (тех, кто может получать образование) устроены.

— Город развернулся лицом к этой ситуации, наши дети могут продолжить обучение на курсах в профессиональном техникуме, и это здорово, — говорит Анна Дмитриевна. — Сейчас остра другая проблема — трудоустройство детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, работодатели неохотно берут таких людей на работу. Фактически трудоустраиваются единицы.

Светлана Хузина продолжает, что первые сложности возникают с производственной практикой для ребят с диагнозами. Предприятия их просто отказываются брать! Поэтому практику пришлось организовать на базе техникума.

Дальше тоже немалые трудности. Трудоустроиться очень и очень сложно. Руководитель Центра занятости населения Новороссийска Анжелика Панюшкина соглашается, что решать проблему обучения и трудоустройства детей с отклонениями нужно на уровне страны, создавать государственные программы. К сожалению, сейчас законодательная база настолько несовершенна, что возникают невольные подозрения: государство забыло о существовании таких детей?

Особенные дети могут трудиться

— На самом деле эти дети очень трудолюбивые, — рассказывает мне столяр Максим Четверик, у которого имеется опыт обучения столярному делу особенных детей. — Они, если уж взялись за дело, будут трудиться так усердно, что забудут об обеде. Трудолюбие, упорство, погружение в работу — вот положительные качества таких работников. Правда, есть свои нюансы в обучении детей с проблемами в здоровье. Им, к примеру, нельзя давать сразу два-три задания: есть проблемы с запоминанием. Пусть будет одно дело, но они доведут его до конца. Также я не допускаю их к станкам, не беру на себя такой ответственности. Но эти ребята способны качественно работать и быть верными и надежными помощниками. Могут прекрасно выполнять обязанности помощника мастера — лакировать, шлифовать, доводить изделие до совершенства.

Благотворители приходят на помощь

Частично проблему особенных детей сейчас решают общественные и благотворительные организации, существующие за счет президентских грантов. Руководитель и создатель новороссийской Некоммерческой организации помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями «Все дети могут» Валерий Ягодин в сентябре 2018 года дал старт проекту профориентации для выпускников школы № 9. Он учит 17-20-летних молодых людей печь, готовить еду, варить варенье, работать с бумагой, строгать, делать поделки, ухаживать за растениями. Все, изготовленное руками подопечных, продается на городских ярмарках. Главная задача Валерия и его команды — научить особенных детей трудиться, получить навыки, позволяющие им существовать без помощи родителей в дальнейшем. Чтобы эти дети не стали пациентами спецучреждений для слабоумных, а продолжали жить в обществе как полноценные люди.

Понятно, что проблема существует, и решать ее можно разными способами. Лично я сделала вывод из общения с неравнодушными людьми, что заниматься особенными детишками с комплексными проблемами здоровья должны не только их родители, но, безусловно, и государство.

Уважаемые читатели «НР»! Вы сталкивались с обозначенной проблемой? Позвоните автору материала по телефону редакции: 61-41-05. Просим также откликнуться благотворительные организации, занимающиеся обучением особенных детей, с целью изучения опыта. «НР» будет отслеживать эту проблему.